Как подготовиться к ЦТ, несмотря ни на что

Аватар пользователя admin

мифы  о подготовке к ЦТПять мифов о централизованном тестировании

Централизованное тестирование (ЦТ), которое иногда путают с Единым госэкзаменом (ЕГЭ), стало проводиться в России лет двадцать (а в Белоруссии лет пятнадцать) назад. Оно было задумано в качестве альтернативы вступительным испытаниям в ВУЗы. Наряду с появившимися в последствие, как критическими замечаниями, так и положительными откликами по поводу его целесообразности и эффективности, в среде учащихся возникло и ряд мифов, и некоторые из них рассмотрены в данной статье. 

Миф № 1: к прохождению централизованного тестирования можно подготовиться за месяц—полтора

Распространению этой идеи в основном способствуют рекламные объявления, появляющиеся в большом количестве практически сразу после Нового года. Конечно, за 30—40 дней можно ликвидировать незначительные пробелы в образовании, чтобы пройти ЦТ по математике с результатом в 20 баллов. Похожий пример можно привести, рассматривая ситуацию с обучением в музыкальной школе и необходимости сдачи экзамена по определения уровня игры на фортепиано.

Если в течение полутора месяцев, имея высокую мотивацию, усердно и ежедневно заниматься, разучивая небольшую и не очень сложную пьесу и стараясь запоминать темп, ритм и на какие клавиши нажимать, то хотя играть, как профессионал, вы не научитесь, но на экзамене впечатление на комиссию, скорее всего, произведете. Но все дело в том, что в вашей жизни это будет единственное произведение, которое вы сможете перед кем-либо когда-то в дальнейшем сыграть.

Нужна планомерная работа, а не одно—двух месячные «рывки», чтобы развить ум, сообразительность, а также творческие и аналитические способности.

Миф № 2: на централизованное тестирование можно «натаскать»

При этом, говоря о возможности «натаскивания» имеют в виду вовсе не просто многократную тренировочную отработку вопросов и ответов (такая методика подготовки учащегося является необходимым элементом при любой форме обучения), а именно то, что весь процесс подготовки может быть сведен исключительно к таким упражнениям.

Возможно, что кто-то может вызубрить все ответы на все вопросы в билетах экзаменов на водительские права, запомнив все фразы и детали картинок. И конечно это повысит успешность прохождения тестирования его знаний с помощью компьютера в одном из отделений ГИБДД, но вряд ли будет эффективной подсказкой при возникновении реальной ситуации на дороге в момент сдачи экзамена на вождение сидящему рядом автоинспектору.

Ситуация с проведением ЦТ — более сложная, так как запомнить огромное количество ответов на все вопросы практически невозможно в силу того, что их количество уже давно превышает тысячу, а сочетания вопросов и их формулировки в каждом конкретном варианте тоже не повторяются. Хотя тренировать память полезно всегда, но в случае с ЦТ этого будет, скорее всего, недостаточно.

Миф № 3: получить при центральном тестировании знаний по математике выше 90 баллов невозможно

Многие считают, что оценка в сто баллов в этом случае — это уже рекорд из области фантастики, либо повод усомниться в честности проведения испытаний. Но такое мнение вредно, так как подавляет стремление к получению высокого балла: зачем напрягаться, если «прыгнуть выше головы все равно невозможно»? При этом часто приводятся высказывания, направленные на критику самой идеи централизованного тестирования, в которых приводятся примеры того, что нередко даже люди, уже имеющие высшее образование и даже с ученой степенью, нередко не могут ответить на некоторые вопросы ЦТ.

Но это типичный случай «подмены понятий». Цель ЦТ — выявление тех знаний, которыми должен обладать ученик, успешно освоивший программу школьного обучения. И это делается, чтобы определить степень его готовности продолжить учебу в ВУЗе или в ССУЗе (так нередко называют специальные средние учебные заведения). Что же касается людей с учеными степенями и просто с законченным высшим образованием, то они окончили школу лет пять—десять назад, и поэтому успели многое подзабыть из той суммы школьных знаний, которой должны обладать сегодняшние ученики. Если, конечно, эти знания не из сферы их профессиональной деятельности — физики, математики, биологии, филологии и др.

Для пояснения этой ситуации можно опять воспользоваться «музыкальным» примером. Так, человек, получивший музыкальное образование, но долго не подходивший к инструменту, не упражнявшийся в сольфеджио, может не утратить свой слух и способность получать наслаждение от прослушивания музыки. Но с большой вероятностью его навыки к написанию музыкальных диктантов на слух и различению аккордов могут уйти, если они являются невостребованными в течение многих лет и не закрепляются регулярными тренировками и упражнениями.

Таким образом, получить при прохождении центрального тестирования высокий и даже самый высокий бал вполне возможно в том случае, если ученик:

А)        по-настоящему усердно учился в школе;

Б)        максимально концентрировался при прохождении тестирования, не допускал оплошностей и описок, отвечая на вопросы;

В)        выполнял задания так, как это подсказывала логика, а не пытался делать то, что казалось уместным.

Получить высокий бал — не просто, но вполне осуществимо.

Миф № 4: сдача ЦТ из-за присутствующего при этом колоссального психологического напряжения не отражает реального уровня знаний учеников

Это заблуждение является не столько опасным, сколько наивным. Хотелось бы найти объяснение собственным страхам или плохим окончательным результатам не в низком уровне своих знаний, а списав все на высокий уровень стресса. Интересно, что проведенные исследования показали, что чувство страха и уровень тревожности у учителей и родителей учеников даже выше, чем у тех, кто тестируется. Вообще, любой нормальный человек всегда испытывает беспокойство при прохождении каких-либо тестов. Поэтому переживаемое учениками чувство это, скорее всего, не страх, а просто — волнение. Ведь сдача такого важного экзамена, как ЦТ, действительно является значительным жизненным событием, и его результаты могут существенно повлиять на дальнейшую судьбу ученика.

Но если начать анализировать проблему и дальше, то можно выяснить, что ученик испытывает страх собственно не перед самим ЦТ: он боится получения плохой отметки, а не процедуры тестирования как таковой. Вообще, при сдаче каких-либо экзаменов люди, как правило, переживают не потому, что опасаются в нужный момент не вспомнить все, изученное по данному предмету, а потому что думают, что им может элементарно не повезти. Или им не удастся произвести необходимого впечатления на экзаменаторов, «заговорить» их, покорить своей эрудицией и т.д.

Преимущество же тестирования очевидно: здесь нужно просто правильно отвечать на вопросы, не пытаясь производить какого-либо впечатления на кого бы то ни было. А вопросы составляются таким образом, чтобы гарантировалась однозначность ответов, и исключалась необходимость дополнительных уточняющих вопросов или возможность неоднозначности понимания смысла задания.

Миф № 5: тест можно «обмануть»

Нужно отметить, что нередко термин «тестирование» понимают исключительно, как выполнение заданий в виде вопросов с наличием заранее сформулированных вариантов ответов, среди которых нужно просто выбрать правильный. В результате появляется «идея», что можно случайным выбором ответов получить хороший результат, то есть «обмануть» сам тест. Однако те, кто составляет тесты, тоже хорошо знают, что такое теория вероятности, и, как показывает практика, подобная тактика при прохождении ЦТ не ведет к желаемому успеху.

Таковы самые распространенные мифы, связанные с централизованным тестированием.

Оценка: 
0
Голосов пока нет