Философия для заочников БГУИР

1 сообщение / 0 новое
admin
Аватар пользователя admin
Философия для заочников БГУИР

Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы

Заочная форма получения образования предполагает, помимо аудиторных занятий, большой объем самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Философия». Самостоятельная работа дает возможность  познакомиться с большим количеством литературы по философии, учит заострять внимание на основных положениях тем, анализировать, делать обобщения и выводы, развивать творческое мышление. Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем посредством проверки и рецензирования домашней  письменной  контрольной работы, выполняемой студентами.

При выполнении контрольной работы следует, руководствуясь содержанием учебной программы, изучить темы задания, подобрать необходимую литературу и продумать ответы на вопросы, входящие в вариант. Каждый вариант контрольной работы содержит три вопроса.

Первый вопрос – учебно-теоретический. Второй вопрос – практический, состоящий в осмыслении и философском анализе-обосновании некоторой проблемной ситуации (задачи). На основании теоретического материала по соответствующей проблеме нужно обосновать свой ответ на вопрос, аргументировать ответ собственными примерами или примерами, подобранными из литературы. Третий вопрос предполагает анализ отрывка философского текста в виде ответов на соответствующие вопросы к тексту. Тексты расположены на страницах 24-36 данного пособия.

Контрольная работа должна быть выполнена на компьютере в редакторе Microsoft Word и представлена на проверку в распечатанном виде. Объём контрольной работы  ориентировочно должен составлять 10-12 страниц машинописного текста, напечатанного через один интервал на бумаге формата А4 (печать односторонняя, шрифт 12 pt, Times New Roman, выравнивание по ширине).

При оформлении контрольной работы необходимо соблюдать ряд определённых требований: 1) на титульном листе указать название дисциплины, фамилию, имя, отчество, номер группы, шифр, номер варианта контрольной работы; 2) пронумеровать страницы работы; 3) в тексте работы в квадратных скобках указывать номера использованных источников из списка литературы; 4) в конце  работы указать список использованной литературы, поставить дату выполнения работы (число, месяц, год) и подписать свою работу; 5) оставить одну - две чистые страницы для  рецензии преподавателя. Номер варианта контрольной работы выбирается в соответствии с порядковым номером студента в учебном журнале группы.

Выполненную самостоятельно контрольную работу студент предоставляет на рецензирование в установленные деканатом сроки. После рецензирования, студент изучает замечания преподавателя и по необходимости исправляет их. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не проверяется и возвращается студенту без оценки.

Студент допускается к сдаче экзамена по философии только при условии, если его контрольная работа получила оценку «зачтено». В том случае, когда контрольная работа получает оценку «не зачтено», она полностью переделывается студентом с учетом сделанных замечаний рецензента и представляется на повторное рецензирование.

 

4. Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Специфика философского осмысления техники: предмет, объект и задачи философии техники, сущность техники, основные направления философии техники.

 

2. Можно ли считать, что автомобиль в своем обычном движении по дороге развивается? Если нет, то в чем состоит развитие данного предмета? Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 1. Ответьте на вопрос к тексту отрывка: В чем видит К. Поппер принципиальное отличие философской позиции «современных позитивистов» от позиции «позитивистов прежних времен»?

Литература О [2, 3, 6, 9,10, 12], Д [11, 12, 19, 20].

 

Вариант 2

1. Наука в системе социальных ценностей и философия науки: предмет, задачи, научное и вненаучное знание, этика науки, социальная ответственность ученого.

 

2. Обоснуйте, какое из утверждений верно:  А) «Мировоззрение формирует человека»; Б) «Человек формирует мировоззрение»; В) «Философия формирует мировоззрение»; Г) «Мировоззрение формирует философию».

 

3. Прочтите отрывок № 2. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Что подразумевает Т. Кун под термином «нормальная наука»? Каким образом взаимосвязаны парадигмы и «нормальная наука»?

Литература О [2, 3, 6, 9,10, 12], Д [11, 12, 19, 20].

 

Вариант 3

1. Философское осмысление кризиса техногенной цивилизации, техника и окружающая среда, техносфера и биосфера.

 

2. Если все в мире развивается, то куда развивается материя? А бытие? Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 3. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Какова структура общества (общественной формации) по К. Марксу? Какой из компонентов общества (общественной формации) является определяющим?

Литература О [1, 3, 6, 10, 14], Д [2, 3, 4, 6, 9].

 

Вариант 4

1. Роль социально-гуманитарных дисциплин в современной технике. Этапы становления и развития современной инженерной деятельности, ее основные виды, соотношение науки и техники в истории развития общества.

 

2. Приведите собственные примеры диалектического и формально-логического противоречий. Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 3. Ответьте на вопрос к тексту отрывка: Какой конфликт лежит в основе коренных общественных изменений (социальной революции)? Является ли он следствием объективного хода развития общества или же столкновением личных, субъективных интересов?

Литература О [1, 3, 6, 10, 14], Д [2, 3, 4, 6, 9].

 

Вариант 5

1. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философии: космоцентризм, проблема первоначала, классическая античная философия, римская философия.

 

2. Обоснуйте, сколько количеств у одного и того же качественно определенного предмета. А качеств у одного и того же количественно определенного предмета?

 

3. Прочтите отрывок № 4. Ответьте на вопрос к тексту отрывка: Какие два основных направления в экзистенциализме и точки соприкосновения и расхождения между ними выделяет Ж. П. Сартр?

Литература О [1, 11, 12, 13], Д [1, 6, 10, 19].

 

Вариант 6

1. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения: проблема определения философии, специфика проблемного поля, динамика предмета философии.

 

2. Что возникает раньше: единичное или общее? Обоснуйте ответ. Приведите примеры единичного самого по себе и такого же общего.

 

3. Прочтите отрывок № 5. Ответьте на вопрос к тексту отрывка: Находит ли И. Пригожин в тысячелетнем культурном опыте человечества образцы, которые могут быть использованы в создании новой картины мира?

Литература О [1, 3, 5, 12], Д [1, 6, 18, 19].

 

Вариант 7

1. Философское учение о человеке: натурализаторская, философско-религиозная и социологизаторская стратегии осмысления человека в классической и неклассической философии.

 

2. Обоснуйте зачем, будущему инженеру (программисту, экономисту) нужна философия, если он хороший, знающий специалист-профессионал.

 

3. Прочтите отрывок № 5. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Какие крупнейшие изменения в классической картине мира привносит с собой синергетика? Каков принцип действия механизма «порядок из хаоса», положенного в основу синергетического подхода к миру?

 Литература О [3, 4, 6, 10], Д [2, 4, 8, 9, 18].

 

Вариант 8

1. Философия экзистенциализма как одна из основных стратегий развития неклассической западной философии в учениях К. Ясперса, М. Хайдеггера Ж.-П. Сартра, А. Камю.

 

2. Все вещи мира преходящи, со временем разрушаются и уничтожаются. Почему же мир как совокупность подобных вещей продолжает существовать? Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 1. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Что означает термин «фальсифицируемость» научной теории? Каков механизм осуществления фальсификации тех или иных положений науки?

Литература О [3, 6, 11, 12], Д [6, 10, 19, 22].

 

Вариант 9

1. Современные биотехнологии в условиях культуры конца ХХ – начала ХХI века: философский анализ.

 

2. Как вы считаете: качество привносится человеком в предметы, или оно свойственно им объективно? Сахар сладок, а соль соленная, – на самом деле, или для нас? Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 2. Ответьте на вопрос к тексту отрывка: Каким образом, по мнению Т. Куна, на этапе «нормальной науки» происходят принципиально новые научные открытия, не укладывающиеся в господствующую парадигму?

Литература О [1, 3, 6, 9], Д [2, 7, 9, 17].

 

Вариант 10

1. Основные экзестенциалы существования человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

 

2. Сколько возможностей у одного и того же предмета? А действительностей? Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 3. Ответьте на вопрос к тексту отрывка: Какие «экономические об­щественные формации» выделяет К. Маркс? На примере любой из них проиллюстрируйте действие механизма общественного развития по Марксу.

Литература О [1, 5, 11, 13], Д [4, 6, 8, 10, 19].

 

Вариант 11

1. Философия и экологические императивы современной цивилизации: человек и природа в ракурсе экологической философии.

 

2. Обоснуйте, является ли материей: дырка от бублика, общественный идеал, стоимость товара, вакуум, энергия, электромагнитная волна, иллюзия.

 

3. Прочтите отрывок № 3. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Какими изменениями в структуре общества сопровождается социальная революция по Марксу? Обоснуйте материалистические взгляды на общество К. Маркса.

Литература О [3, 6, 10, 11], Д [2, 3, 4, 7, 9].

 

Вариант 12

1. Философия истории: понятие цивилизации, типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).

 

2. Раскройте на собственном примере диалектическое противоречие. Покажите, как, благодаря ему, вещи обретают движение. Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 4. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Каким образом Ж.-П. Сартр обосновывает свое исходное положение «экзистенциализм – это гуманизм»? Согласны ли вы с его точкой зрения? Ответ обоснуйте.

Литература О [3, 6, 11, 12], Д [6, 10, 19, 22].

 

Вариант 13

1. Проблема истины в гносеологии: сущность каждой из трех концепций истины (корреспондентской, когерентной, прагматической).

 

2. Приведите примеры предметов как чистой случайности и как чистой необходимости. Возможны ли предметы, объединяющие и случайное, и необходимое? Если «да», то докажите, приведите примеры.

 

3. Прочтите отрывок № 5. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Какое место в самоорганизующемся мире отводит И. Пригожин человеку? Какие положительные и отрицательные последствия для человека будет иметь это новое мировидение?

Литература О [1, 3, 5, 12], Д [1, 6, 18, 19].

 

Вариант 14

1. Техника и этика: формы техноэтики, деонтологическая и нормативная социотехничекая этика, этические кодексы инженерных сообществ.

 

2. Можно ли утверждать, что развитие – это процесс возникновения и разрешения противоречий? Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 5. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Почему И. Пригожин считает возможным говорить о пересмотре сложившихся взаимоотношений природы и человека? На каких принципах должен быть создан новый «союз» человека и природы?

Литература О [1, 3, 6, 9], Д [2, 7, 9, 17].

 

Вариант 15

1. Характерные черты философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, личностно-материальное и геометрически-структурное понимание мира, борьба со схоластикой.

 

2. Докажите невозможность вещей без движения и движения без вещей. Приведите примеры.

 

3. Прочтите отрывок № 7. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Когда количественные изменения, согласно Гегелю, переходят в новое качественное состояние? Попробуйте проследить по Гегелю переход количества в качество на примере положения человека в обществе в зависимости от его возраста.

Литература О [3, 6, 11, 12], Д [6, 10, 19, 22].

 

Вариант 16

1. Общество как развивающаяся система. Источники и факторы социальной динамики: философские интерпретации.

 

2. Приведите собственные примеры закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Покажите, как совершается развитие под действием данного закона.

 

3. Прочтите отрывок № 6. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: В чем состояли принципиальные философские основания и проблемы «дисциплинарно организованной науки»? Каким был главный принцип ее организации?

Литература О [1, 5, 11, 13], Д [4, 6, 8, 10, 22].

 

Вариант 17

1. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и его перспективы.

 

2. Приведите собственные примеры различных возможностей. Поясните ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 6. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Какие научные открытия привели к переходу к неклассической науке? Какими идеалами и нормами руководствовалась неклассическая наука? В чем заключалась главная особенность познавательной позиции субъекта в философских основаниях неклассической науки?

Литература О [1, 3, 6, 10, 14], Д [2, 3, 4, 6, 9].

 

Вариант 18

1. Специфика философской традиции Древней Индии и Древнего Китая. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.

 

2. Какое из утверждений верно (обоснуйте выбор): А) «Материя – это мельчайшие, далее неделимые частички, из которых состоят все вещи»; Б) «Материя – это то, что дается в ощущениях»; В) «Материя – это элементы нашего опыта»; Г) «Материя есть абсолютная неизменная субстанция».

 

3. Прочтите отрывок № 6. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: Каков характер и способ организации постнеклассической науки? Какие идеалы и основания определяют постнеклассические научные исследования?

Литература О [3, 6, 11, 12], Д [6, 10, 19, 22].

 

Вариант 19

1. Философские теории развития: диалектика и синергетика (исторические формы, принципы законы, категории).

 

2. Обоснуйте, не все ли равно, быть материалистом или идеалистом?

 

3. Прочтите отрывок № 6. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: На каком основании автором в развитии науки выделяются периоды, называемые им «научными революциями»? Сколько таких революций и какие именно называются В.С. Степиным?

Литература О [1, 3, 5, 12], Д [1, 6, 18, 19].

 

Вариант 20

1. Философские проблемы математики: предмет, природа математического знания, проблема обоснования математики.

 

2. Многие животные обнаруживают поразительную смекалку, изобретательность и находчивость в самых различных ситуациях. Не служит ли все это аргументом присущности им сознания? Обоснуйте ответ.

 

3. Прочтите отрывок № 7. Ответьте на вопросы к тексту отрывка: В какой момент действия закона отрицания отрицания происходит «снятие», или диалектический синтез, обеспечивающий преемственность в развитии? Приведите собственные примеры действия закона отрицания отрицания.

Литература О [4, 9, 10, 14], Д [12, 13, 14, 16, 17].

 

5. Отрывки из философских текстов

 

№ 1

Позитивисты прежних времен склонялись к признанию научными или законными только тех понятий (представлений, идей), которые, как они выражались, «выводимы из опыта», т. е. эти понятия, как они считали, логически сводимы к элементам чувственного опыта – ощущениям (или чувственным данным), впечатлениям, элементам визуальной или слуховой памяти и т. д. Современным позитивистам удалось выработать более ясный взгляд на науку. Для них наука – не система понятий, а система высказываний. В соответствии с этим они склонны признавать научными или законными только высказывания, сводимые к элементарным (или «атомарным») высказываниям об опыте Можно предположить, что не верифицируемость, а фаль­сифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации. Это означает, что мы не долж­ны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны потребовать, чтобы она имела такую логическую фор­му, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта.

В соответствии с этим критерием высказывание «Завтра здесь будет дождь или завтра здесь дождя не будет» нельзя считать эмпирическим просто потому, что его нель­зя опровергнуть, тогда как высказывание «Завтра здесь будет дождь» следует считать эмпирическим.

Законы природы фальсифицируемы. Если мы признаем истинным некоторое сингулярное (единичное, элементарное, «атомарное») высказывание, которое нарушает запрещение и говорит о существовании вещи (или события), устраняемой законом, то этот закон опровергнут (примером может служить следующее высказывание: «В таком месте существует аппарат, представляющий собой вечный двигатель»).

Несколько случайных базисных высказываний, противоречащих теории, едва ли заставят нас отвергнуть ее как фальсифицированную. Мы будем считать ее фальсифицированной только в том случае, если нам удалось открыть воспроизводимый эффект, опровергающий теорию. Другими словами, мы признаем фальсификацию только тогда, когда выдвинута и подкреплена эмпирическая гипотеза низкого уровня универсальности, описывающая такой эффект. Подобные гипотезы можно назвать фальсифицирующими гипотезами.

Поппер К. Логика научного исследования // Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. – С. 55–56, 63, 95, 115–116.

 

№ 2

В данном очерке термин «нормальная наука» означает исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности. В наши дни такие достижения излагаются, хотя и редко в их первоначальной форме, учебниками – элементарного или повышенного типа. Эти учебники разъясняют сущность принятой теории, иллюстрируют многие или все ее удачные применения и сравнивают эти применения с типичными наблюдениями и экспериментами.

Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает.

Тем не менее, новые явления, о существовании которых никто не подозревал, вновь и вновь открываются научными исследованиями, а радикально новые теории опять и опять изобретаются учеными... Они создаются непреднамеренно в ходе игры по одному набору правил, но их восприятие требует разработки другого набора правил... Открытие начинается с осознания аномалии, то есть с установления того факта, что природа каким-то образом нарушила навеянные парадигмой ожидания, направляющие развитие нормальной науки. Это приводит затем к более или менее расширенному исследованию области аномалии. И этот процесс завершается только тогда, когда парадигмальная теория приспосабливается к новым обстоятельствам таким образом, что аномалии сами становятся ожидаемыми.

Когда... аномалия оказывается чем-то большим, нежели просто еще одной головоломкой нормальной науки, начинается переход к кризисному состоянию, к периоду экстраординарной науки. Ей уделяется теперь все больше и больше внимания со стороны все большего числа виднейших представителей данной области исследования... Сперва попытки решить эту проблему вытекают самым непосредственным образом из правил, определяемых парадигмой. Но если проблема не поддается решению, то последующие атаки на нее будут содержать все более или менее значительные доработки парадигмы… Вследствие этого умножения расходящихся между собой разработок парадигмы... неопределенность правил нормальной науки имеет тенденцию к возрастанию. Хотя парадигма все еще сохраняется, мало исследователей полностью согласны друг с другом по вопросу о том, что она собой представляет. Даже те решения проблем, которые прежде представлялись привычными, подвергаются теперь сомнению.

Любое новое истолкование природы, будь то открытие или теория, возникает сначала в голове одного или нескольких индивидов. Это как раз те, которые первыми учатся видеть науку и мир по-другому, и их способность осуществить переход к новому видению облегчается двумя обстоятельствами, которые не разделяются большинством других членов профессиональной группы. Постоянно их внимание усиленно сосредотачивается на проблемах, вызывающих кризис; кроме того, обычно они являются учеными настолько молодыми или новичками в области, охваченной кризисом, что сложившаяся практика исследований связывает их с воззрениями на мир и правилами, которые определены старой парадигмой, менее сильно, чем большинство современников.

В самом начале новый претендент на статус парадигмы может иметь очень небольшое число сторонников, и в отдельных случаях их мотивы могут быть сомнительными. Тем не менее, если они достаточно компетентны, то они будут улучшать парадигму, изучать ее возможности и показывать, во что превратится принцип принадлежности к данному научному сообществу, если оно начнет руководствоваться новой парадигмой. По мере развития этого процесса, если парадигме суждено добиться победы в сражении, число и сила убеждающих аргументов в ее пользу будет возрастать. Многие ученые тогда будут приобщаться к новой вере, а дальнейшее исследование новой парадигмы будет продолжаться. Постепенно число экспериментов, приборов, статей и книг, опирающихся на новую парадигму, будет становиться все больше и больше. Все большее число ученых, убедившись в плодотворности новой точки зрения, будут усваивать новый стиль исследования в нормальной науке до тех пор, пока, наконец, останется лишь незначительное число приверженцев старого стиля.

Кун Т. Структура научных революций. – 2-е изд. –
М., 1977. – С. 28, 45–46, 79–80, 117–118, 190, 208–209.

 

№ 3

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче, – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все произ­водительные силы, для которых она дает достаточно просто­ра, и новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества… В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие
// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. –
М., 1959. – Т. 13. – С. 6–7.

 

№ 4

Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъ­ективность.

Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса и исповедующего католицизм Габриэля Марселя; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер и французские экзистенциалисты, в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение, что существование предшествует сущности. Как это, собственно, следует понимать?

Возьмем изготовленный человеческими руками предмет, например, книгу или нож для резания бумаги. Он был сделан ремесленником, который руководствовался при его изготовлении определенным понятием, а именно понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой – приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, т. е. сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию. И это обусловливает наличие здесь, передо мной, данного ножа или данной книги.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего из себя не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма.

Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Но когда мы говорим, что человек ответственен, то это не означает, что он ответственен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, – всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности, и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество.

Я хочу, например, жениться и иметь детей. Даже если эта женитьба зависит единственно от моего положения, или моей страсти, или моего желания, то тем самым я во­влекаю на путь моногамии не только себя самого, но и все человечество. Я ответственен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, ко­торый выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще.

Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода.

С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые бы оправдывали наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой – в светлом царстве ценностей – у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает.

Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление».

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм
// Сумерки богов. – М., 1989. – С. 319–344.

 

№ 5

Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности.

Мы искали общие, всеобъемлющие схемы, которые допускали бы описание на языке вечных законов, но обнаружили время, события, частицы, претерпевающие различные превращения. Занимаясь поиском симметрии, мы с удивлением обнаружили на всех уровнях – от элементарных частиц до биологии и экологии – процессы, сопровождавшиеся нарушением симметрии. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире.

Ясно, что, помимо детерминированных процессов, некоторые фундаментальные явления, такие, например, как биологическая эволюция или эволюция человеческих культур, должны содержать некий вероятностный момент. Даже ученый, глубоко убежденный в правильности детерминистских описаний, вряд ли осмелится утверждать, что в момент Большого взрыва, т. е. возникновения известной нам Вселенной, дата выхода в свет нашей книги была начертана на скрижалях законов природы… Мы все глубже осознаем, что на всех уровнях – от элементарных частиц до космологии – случайность и необратимость играют важную роль, значение которой возрастает по мере расширения наших знаний.

На наших глазах возникает новое единство: необратимость есть источник порядка на всех уровнях. Необратимость есть тот механизм, который создает порядок из хаоса. Материя – более не пассивная субстанция, опи­сываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность. Отличие нового взгляда на мир от традиционного столь глубоко, что… мы можем с полным основанием говорить о новом диалоге человека с природой.

Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская, с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире. Каждый великий период в истории естествознания приводит к своей модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для ХІХ в. – периода промышленной революции – паровой двигатель. Что станет символом для нас? Наш идеал, по-видимому, наиболее полно выражает скульптура – от искусства Древней Индии или Центральной Америки доколумбовой эпохи до современного искусства. В некоторых наиболее совершенных образцах скульптуры, например в фигуре пляшущего Шивы или в миниатюрных моделях храмов Герреро, отчетливо ощутим поиск трудноуловимого перехода от покоя к движению, от времени остановившегося к времени текущему. Мы убеждены в том, что именно эта конфронтация определяет неповторимое своеобразие нашего времени.

Идеи, которым мы уделили в книге достаточно много внимания, – идеи о нестабильности флуктуаций – начинают проникать и в социальные науки. Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества. Это вселяет в нас одновременно надежду и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу – потому что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986. – С. 34–35, 50, 65–66, 363, 386.

 

№ 6

Классическая наука

Через все классическое естествознание, начиная с XVII века, проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры понимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.

В качестве эпистемологической составляющей этой системы выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами природы, которые раскрывают тайны своего бытия познающему разуму. Причем сам разум наделялся статусом суверенности. В идеале он трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов.

Неклассическая наука

Она охватывает период с конца XIX до середины ХХ столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины мира природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.

Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности...

Постнеклассическая наука

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знания (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т. д.) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на первый план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированые формы исследовательской деятельности… Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.

Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений реальности, формирующихся в различных науках… В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира.

В этой связи трансформируется идеал ценностно-нейтрального исследования... Внутренняя этика науки, стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, постоянно соотносится в этих условиях с общегуманитарными принципами и ценностями...

Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий, как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания.

Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. – М., 1996. – С. 292–302.

 

№ 7

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон гласит:

1. Любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства, характеристики, подсистемы или элементы, находящиеся в необходимой взаимной связи или взаимодействии, то есть в единстве.

2. Между противоположностями, находящимися в единстве, существует отношение диалектического противоречия.

3. Источником всякого движения и особенно развития являются возникновение, нарастание и разрешение основных внутренних противоречий. Разрешение противоречий – решающий момент, главная причина развития.

4. В процессе развития осуществляется диалектический переход одних противоположностей в другие. Происходит столкновение, взаимодействие и взаимное проникновение противоположностей.

5. В результате борьбы противоположностей, их взаимопревращения и взаимных переходов, разрешения противоречий возникают новые необратимые явления, процессы, свойства и характеристики и т. д., не существовавшие ранее.

Ракитов А.И. Марксистско-ленинская философия. –
М., 1982. – С. 302.

 

Закон перехода количества в качество

Изменения бытия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное, и наоборот, [который] есть перерыв постепенного и качественно иное по сравнению с предшествующим существованием. Вода через охлаждение становится твердой не постепенно, так, чтобы стать [сначала] кашеобразной, а затем постепенно затвердевать до плотности льда, а затвердевает сразу; уже достигнув температуры точки замерзания, она все еще может полностью сохранить свое жидкое состояние, если оно останется в покое, и малейшее сотрясение приводит ее в состояние твердости.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. – М., 1970. – Т. 1. – С. 466.

 

Закон отрицания отрицания

Но что же такое все-таки это ужасное отрицание отрицания?.. В сущности, это очень простая, повсюду и еже­дневно совершающаяся процедура, которую может понять любой ребенок. Возьмем, например, ячменное зерно. Бил­лионы таких зерен размалываются, развариваются, идут на приготовление пива, а затем потребляются. Но если такое ячменное зерно найдет нормальные для себя условия, если оно попадет на благоприятную почву, то, под влиянием теплоты и влажности, с ним произойдет своеобразное изменение: оно прорастет; зерно, как таковое, перестает существовать, подвергается отрицанию; на его месте по­является выросшее из него растение – отрицание зерна. Ка­ков же нормальный жизненный путь этого растения? Оно растет, цветет, оплодотворяется и, наконец, производит вновь ячменные зерна, а как только последние созреют, стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не просто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количество зерен.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –
2-е изд. – М., 1961. – Т. 20. – С. 139.

Категории: