№ темы
|
Наименование контрольной работы |
Содержание |
---|---|---|
|
Философия, ее предмет и роль в жизни общества |
1. Философия, мировоззрение, культура. 2. Типы мировоззрения. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения. 3. Проблема научности философии. 4. Структура философского знания. Функции философии. |
|
Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления |
1. Целостный (холистический) характер философского мировоззрения Востока. 2. Тесная связь восточной философии с мифологией и религией. 3. Традиционализм, установка на сохранение и воспроизведение культурной традиции. 4. Созерцательный, образно-ассоциативный характер мыслительной деятельности Востока. |
|
Древневосточная философия и ее актуальность |
1. Ведический образ философии Древней Индии. 2. Классические даршаны и преимущественный интерес к внутреннему миру человека в философии буддизма. 3. Специфика и основные школы древнекитайской философии. 4. Социально-этическое учение Конфуция и современный Китай. |
|
Культурные традиции и типы философского мышления Запада |
1. Рационально-теоретический характер западной философии. Системный характер философии, стремление к дисциплинарной организации научного и философского знания. 2. Преимущественный интерес к внешнему миру, природному бытию. 3. Ориентация на науку, научное познание и знание. 4. Опора на разум человека, логико-понятийное, абстрактное мышление, рациональное обоснование и аргументацию. 5. Стремление к инновациям и практическому преобразованию внешнего мира. |
|
Античная философия и ее роль в европейской культуре |
1. Космологический характер натурфилософского периода раннегреческой философии. 2. Классический период древнегреческой философии и его роль в становлении протонауки. 3. Эллинистический период греко-римской философии как завершение античной философии. |
|
Статус и функции философии в средневековой европейской культуре |
1. Специфика средневековой западной философии и источники ее возникновения и развития. 2. Принципы христианского средневекового мировоззрения: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, символизм и эсхатологизм. 3. Периоды, проблемы и представители средневековой европейской философии. |
|
Философия эпохи Возрождения |
1. Формирование светской гуманистической культуры в Европе и ренессансное понимание мира, Бога и человека. 2. Антропоцентризм и гуманизм ренессансного мировоззрения. 3. Натурфилософия и пантеизм философии Возрождения. 4. Социально-политический утопизм возрожденческих проектов справедливого мироустройства. |
|
Философия Нового времени |
1. Своеобразие и предпосылки формирования новоеропейской философии. 2. Европейская философия XVII–нач.XIX вв. как высший этап развития классической философии. 3. Научная революция XVII – XVIII вв. и ее роль в становлении первой научной картины мира. |
|
Логико-методологические проблемы новоевропейской науки и философии |
1. Проблема метода научного познания и подходы к ее решению – эмпиризм и рационализм. 2. Вклад Ф. Бэкона в развитие индуктивной логики и обоснование роли и значения эксперимента в научном познании. 3. Дуалистическая онтология и рационалистический метод научного познания Р. Декарта. |
|
Философия и наука эпохи Просвещения |
1. Антиклерикальная направленность философии Просвещения. 2. Тесная связь философии с достижениями естествознания. 3. Социально-политическая и этическая направленность философии Просвещения. 4. Вклад французского Просвещения в обоснование концепции социального прогресса. |
|
Немецкая классическая философия |
1. Целостный, системный характер немецкой классической философии как вершины и завершающего этапа в развитии классической европейской философии. 2. «Критическая» философия И. Канта: гносеологический «переворот». 3. Диалектический метод и объективно-идеалистическая философия Г. Гегеля. 4. Антропологический материализм Л.Фейер-баха. |
|
Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси |
1. Философия как способ самопознания – осмысления культурных традиций и становления национального самосознания. 2. Своеобразие и особенности белорусской философской мысли в контексте ассимиляции в культуре Беларуси духовного опыта западноевропейской и русской культурных традиций. 3. Проблемы и представители философской мысли Беларуси. Вклад философии в развитие белорусской науки и образования. 4. Роль отечественной философии в жизни современного белорусского общества. |
|
Русская философия |
1. Своеобразие, типологические характеристики и основные этапы развития русской философии. 2. Русская философия «серебряного века» рубежа XIX–XX вв. Идейная борьба «славянофилов» и «западников». 3. Философия русского космизма XIX – нач. XX вв. Научный космизм. |
|
Становление постклассической философии |
1. Социально-исторические и духовные предпосылки становления неклассической западноевропейской философии XIX – нач. XX вв. 2. Иррационализация классической философской традиции в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др. 3. С. Кьеркегор как родоначальник европейского экзистенциализма. |
|
Марксистская философия: проблемы и этапы развития. |
1. Социально-исторические и идейно-теоретические источники философии марксизма. 2. Материалистическое понимание истории и его методологическое значение в социальном познании. 3. Вклад философии марксизма в формирование и развитие социально-критического направления западноевропейской философии (постмарксизм и неомарксизм). |
|
Позитивизм как философия науки |
1. Позитивизм как одно из важнейших направлений неклассической философии. 2. Центральная проблема позитивизма – проблема взаимоотношения философии и науки. 3. Позитивизм и его исторические волны. 4. Философско-методологические проблемы постпозитивизма. |
|
Психоаналитическая философия |
1. Психоаналитическая философия как направление неклассической философии. 2. Психическая жизнь человека как объект психоаналитического учения З. Фрейда. 3. Проблема бессознательного в постклассическом психоанализе. |
|
Современная религиозная философия |
1. Религия, наука и философия как различные типы мировоззрения. 2. Неотомизм как официальная философия современного католицизма: поиск компромиссов с современной наукой. 3. Синтез современной науки и религии в философии Т. де Шардена. 4. Современные мировые религии (христианство, буддизм, ислам) и судьбы цивилизаций. |
|
Философия экзистенциализма |
1. Проблема человеческого существования в экзистенциализме. 2. Проблема сущности и существования как основной вопрос философии экзистенциализма. 3. Проблема свободы, выбора и ответственности в экзистенциальной философии. |
|
Философия прагматизма |
1. Своеобразие и культурообразующие факторы американской философии. 2. Проблема соотношения знания, веры и действия в философской концепции прагматизма Ч. Пирса. «Принцип Пирса». 3. Прагматическая концепция истины (У.Джеймс, Д. Дьюи). |
|
Социально-критическое направление современной западной философии |
1. Социально-критический потенциал марксистской философии. 2. Методология критики западной цивилизации и культуры в неомарксизме (А. Грамши, Д. Лукач, Л. Альтюссер и др.). 3. Социальная философия Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм и др.). |
|
Экзистенциально-феноменологическое направление современной западной философии |
1. Проблема сознания в феноменологии Э. Гуссерля. 2. Экзистенциализм – неклассическая философия человеческого существования. 3. Проблема смысла жизни в экзистенциализме. |
|
Аналитическая стратегия в современной западной философии |
1. «Лингвистический поворот» и проблема языка в неопозитивизме и постпозитивизме XX в. 2. Язык как феномен бытия человека и культуры. Концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна. 3. Проблемы динамики и исторического роста научного знания в постпозитивизме. 4. Влияние постпозитивистской модели развития науки как знания, деятельности и социального института на философию нашего времени. |
|
Философия постмодернизма |
1. Постмодернизм – философия человека в новом технологическом мире. 2. Проблема объективной реальности в постмодернизме. 3. Основные понятия и принципы постмодернистского мышления. 4. Постмодернизм как идеология информационного общества в эпоху глобализации. |
|
Философская герменевтика |
1. Герменевтика – направление в западной философии XX–XXI вв. (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр). 2. Проблема понимания в герменевтике. 3. Анализ языковых основ межчеловеческой коммуникации и культуры в целом как задача философии.
|
|
Структурализм и постструктурализм |
1. Понятие языка в структурализме Ф. де Соссюра. 2. Язык как знаковая система и «тайна культуры» в структурной антропологии Леви-Стросса. 3. Принципы подхода к исследованию культуры в постструктурализме (М. Фуко и др.). |
|
Философия социального действия |
1. Понятие социального действия в философии марксизма. 2. Типология социальных действий М. Вебера. 3. Концепция «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса. |
|
Философия техники |
1. Техника как объект философского анализа. 2. Философия техники: предмет, проблемы и основные направления. 3. Роль техники в истории человеческой цивилизации. |
|
Философия информационного общества |
1. Типы цивилизаций в концепции технологического детерминизма. 2. Информационно-компьютерная революция и становление информационного общества. 3. Проблема личности в информационном обществе. 4. «Нетократия» или общество после капитализма (А. Бард, Я. Зодерквист). |
|
Философия глобализации |
1. Глобализация как объект философского анализа. Глобализм и антиглобализм. 2. Глобальные проблемы техногенной цивилизации. 3. Республика Беларусь в контексте мировой глобализации. Национальная концепция устойчивого развития. |